Pages

Monday, January 08, 2007

Преодолевая депрессию

Перевод еще одной статьи Стива Павлины. Оригинал здесь.

Преодолевая депрессию

В начале этой недели я написал о том, "Как помочь отрицательным людям". Но что делать, если негативное состояние перешло у Вас в хроническую стадию? В этой статье я опишу, как можно помочь себе выбраться из отрицательных эмоциональных состояний - но не просто временно, а навсегда. Ради простоты, я использую депрессию, но этот процесс также помогает и при других хронических отрицательных эмоциях, таких как гнев, беспокойство, обида, тревога итд.

Понимая депрессию

Люди, находящиеся в депрессии, часто кажутся попавшими в неё по достаточным основаниям, и на первый взгляд эти основания могут выглядеть вполне обоснованными. Если у Вас нехватка денег, проблемы со здоровьем или другие нежелательные трудности, то любой здравомысящий человек, едва взглянув на Вашу ситуацию, согласится: "Да, это угнетает".

Я не собираюсь оскорблять Ваш интеллект, говоря что Ваши проблемы не так уж и велики. Напротив, я допускаю что Ваша ситуация может быть просто ужасной, и у Вас есть полное право впасть в отчаяние. Я могу понять Ваши чувства, потому что сам прошел через это. Я знаю, насколько ужасно постоянно чувствовать себя плохо, постоянно получать отрицательные результаты - и быть совершенно беспомощным что-либо изменить. Я расскажу о своём опыте чуть ниже.

Если сейчас Вы находитесь в такой ситуации, то я Вам сочувствую. Но что более важно, я хочу поделиться с Вами решением. Я думаю, Вы достаточно умны и понимаете что для Вашей ситуации нет быстрой "заплатки", но тем не менее работающее решение есть. Ваша депрессия ни в коем случае не постоянна. Моё решение сработает если Вы найдете время понять и применить его, используя при этом всю энергию какую только сможете собрать. Это не решение типа "всё или ничего", поэтому даже его частичное исполнение даст частичные результаты. А самое хорошее в этом решении то, что для его осуществления Вам даже не нужно предпринимать никаких физических действий. Вы можете сделать всё, просто лёжа на диване.

У моего решения есть одно преимущество - однажды и навсегда преодолев депрессию, Вы сможете использовать полученный опыт чтобы помочь многим другим людям. Так что каким бы ни трудным казалось испытание прямо сейчас, может наступить день когда Вы оглянетесь на сегодняшний день как на огромный подарок судьбы. Именно это случилось со мной.

В этой цитате из "Пророка" Калила Гибрана содержится несколько глубоких истин:

- Чем глубже печаль проникнет в твое существо, тем больше радости ты сможешь вместить.

- Чаша, в которой налито твое вино - не та ли самая, которая была обожжена в печи горшечника?

- И лютня, услаждающая слух твой - не та ли, которая была вырезана ножами из дерева?

- Когда ты радостен, загляни поглубже в своё сердце и ты увидишь что радость тебе даёт то же самое, что раньше печалило тебя.

- Когда ты печален, загляни опять в своё сердце, и ты увидишь что на самом деле плачешь над тем, что было твоей радостью.

Настоящая причина депрессии

Я буду говорить очень прямо. Не Ваша ситуация виновата в том, что Вы находитесь в депрессии. Вас угнетает то внимание, которое Вы уделяете этой ситуации. Ваша жизнь может быть заполнена нежелательными обстоятельствами, но они не являются настоящим источником Вашей депрессии. Негативные обстоятельства могут вызвать депрессию только тогда, когда Вы концентрируете на них своё внимание. Если вы сдерживаете своё внимание, обстоятельства становятся беспомощны повлиять на Вас, сколь плохими бы они ни казались.

Рассмотрим простой пример. Предположим, Вы глубоко увязли в долгах, без видимой перспективы рассчитаться с ними, и Вас это ужасно тревожит. Однако долг вгоняет Вас в депрессию только тогда, когда Вы о нём думаете. Если Вы подумаете о чём-то другом, радостном, то тогда по крайней мере временно Вы не будете депрессировать. Поэтому депрессию у Вас вызывает не само существование долга, а только то что Вы видите его и не хотите чтобы он угнетал Вас.

Другой пример. Допустим, Вы чувствуете острое одиночество. Вы замечаете, что у Вас нет интимных отношений, и поэтому чувствуете себя одиноким. Но разве отсутствие отношений делает Вас одиноким? Скорее, Вы ощущаете одиночество только когда замечаете тот факт, что у Вас нет желаемых отношений. Когда Вы с головой уходите в чтение интересной книги или смотрите действительно захватывающий фильм, Вы же полностью забываете о том что одиноки, не так ли? Но если Вы посмотрите в потолок и заметите что сидите совсем одни, или случайно увидите счастливую пару и сравните её со своей ситуацией, то Ваше одиночество быстро вернется.

Я знаю что это звучит слишком просто и возможно даже бесполезно, но простите меня на минуту. Думаю, Вы согласитесь с тем что ощущаете депрессию только тогда когда уделяете внимание отрицательным обстоятельствам - таким как нехватка денег, личных отношений или хорошего здоровья. Но ключевой момент именно в этом: Ваши обстоятельства не являются истинной причиной Вашей депрессии. Истинный источник Вашей депрессии - это Ваше внимание... более конкретно, привычка концентрировать внимание на том, чего Вам не хочется. В случае хронической депрессии скорее всего то, чего Вы не хотите - это как раз то, что Вы испытываете прямо сейчас. Поэтому если Вы просто заметите то, что делаете сейчас, то Вы поймете, что на самом деле угнетает Вас.

Понимая коварную природу депрессии

Именно поэтому депрессия представляет собой такую коварную ловушку. Как только Вы опустились до уровня на котором Вы не получаете желаемого, и начинаете постоянно думать об этом, депрессия становится самоподпитывающейся. Вы серьёзно увязли.

Видите ли... Ваша ошибка, по которой Вы застряёте в депрессии надолго, настолько неочевидна, что Вы скорее всего думаете что ведёте себя разумно, в то время как в действительности Вы действуете просто тупо. Вероятно, Вы считаете что здравый смысл подсказывает Вам наблюдать за обстоятельствами, замечать их и разумно реагировать. И ошибаетесь. Если у Вас депрессия, то это наихудшая из возможных стратегий. Я знаю, что это кажется совершенно противоречащим интуиции и здравому смыслу, но именно поэтому отчаяние поглощает миллионы людей. Здравый смысл - часть ловушки. Именно поэтому некоторые из самых умных людей впадают в очень длительные депрессивные состояния и даже совершают самоубийства. Их наилучшие попытки использовать свой интеллект для того чтобы найти путь из депрессии только погружают их ещё глубже. Чем больше Вы думаете над тем как найти выход, тем хуже становится Ваша депрессия.

Пытаясь найти разумный выход из депрессии и постоянно испытывая разочарования, большая часть людей прибегает к временному облегчению, даваемому лекарствами, алкоголем, наркотиками, телевидением, видеоиграми и другими привычками, которые на самом деле снижают сознательность. Естественно, ничего из перечисленного не устраняет изначальные негативные обстоятельства. Обычно эти привычки только усугубляют ситуацию. Если Вы станете убегать от проблем, то не выберетесь из долга, не построите счастливыые отношения и не улучшите своё здоровье.

Решение проблемы депрессии

Решение на самом деле весьма несложно, но для большинства людей оно полностью противоречит их интуиции (если только Вы не живёте в соответствии с Законом Притяжения). Решение заключается в том, чтобы оторвать своё внимание от угнетающих Вас вещей и переключиться на то что приносит Вам настоящую радость. Однако если у Вас хроническая депрессия, то практически ничего в Вашей жизни не радует Вас. Откуда ни посмотри, Ваша ситуация плоха со всех сторон. В таком случае Вам надо отвлечься от внешних обстоятельств и погрузиться в своё воображение. Вы должны мысленно построить абсолютно выдуманные обстоятельства, при мысли о которых Вам будет хорошо. Затем начните проводить больше времени созерцая то, что Вы создали, и меньше времени за наблюдениями внешней реальности.

Это может напомнить эскейпизм, или бегство от жизни, но Вы на самом деле не убегаете. Ваша цель - построить в воображении новые, реалистичные обстоятельства, которые будут привлекательны для Вас. Вообразите, что у Вас финансовое изобилие, есть любимый человек, который Вас любит, у Вас хорошее здоровье, Вы реализуете себя на работе и так далее.

Вначале это может быть очень трудно, но по мере практики станет проще. Естественно, Вам нужно думать о своих основных потребностях, и по мере сил решать определённые внешние проблемы, но уделяйте им как можно меньше внимания. Не более, чем необходимо чтобы только поддерживать голову над водой. Проводите всё остальное время, погрузившись в воображение.

В воображении Вы можете делать всё, что хотите. Там нет никаких ограничений. Думайте только о том, что доставляет Вам радость. Представьте, как эти мысли становятся реальностью, и наслаждайтесь ими. Постройте воображаемый дом своей мечты. Путешествуйте вокруг света. Создайте себе совершенных друзей. Вообразите для себя идеальные отношения. Дайте себе неограниченную силу и спасите мир.

Терпеливо относитесь к себе. Если Вы вдруг обнаружите что беспокоитесь о своих проблемах, возвращайтесь обратно к своим воображаемым положительным созданиям и расширяйте их. На мой взгляд, лучше сперва найти места, подготовить "стройплощадки". Чем больше я думаю о них, тем больше добавляю деталей. Я продолжаю изменять и улучшать их.

В своём воображении я построил огромное 100-акровое поместье, по которому я мысленно могу гулять. Я могу плавать в воображаемом бассейне, играть в теннис, тренироваться в спортзале, сидеть у себя в кабинете, бегать вдоль забора, медитировать в комнате отдыха, прогуливаться по чудесным садам или погрузить свои ноги в ручей. Я даже могу интересно беседовать с постоянно живущими там людьми. Это место стало таким постоянным в моём воображении что я помню его гораздо ярче чем большинство реальных мест, в которых я был. И я могу попасть туда в любой момент, когда захочу. Медитируя, я часто загружаю этот образ в сознание и провожу время, улучшая и достраивая его.

Как это помогает справиться с депрессией?

Когда Вы отвлечётесь от негативных внешних обстоятельств и сфокусируете своё внимание на положительных мыслях, то Вы гораздо больше времени будете чувствовать себя хорошо, и Ваша депрессия вскоре начнёт рассасываться. Чем больше Вы смещаете свои мысли, тем скорее она рассасывается. Это довольно очевидное следствие того, что Вы проводите больше времени думая о приятных вещах и меньше о том, что тревожит Вас.

Ну вот, Вам снова стало лучше. Это хорошо, но как же быть с негативными обстоятельствами? Несмотря на улучшение самочувствия, Вы по-прежнему можете быть завалены кучей проблем. Не беспокойтесь. Этот подход поможет также и улучшить Ваши обстоятельства.

Ваши обстоятельства будут улучшаться по двум причинам. Во-первых, так как Вы станете чувствовать себя лучше то у Вас появится стимул предпринять какие-то действия, чтобы помочь себе непосредственно. Депрессия лишает Вас сил, положительные эмоции - напротив, прибавляют их. Поэтому гораздо вероятнее, что Вы предпримете какие-то действия для решения проблемы долга, будучи в хорошем настроении, нежели пребывая в унынии. Угнетённые люди зацикливаются на своих проблемах, но когда депрессия начнёт рассасываться, Вы начнете думать о решениях.

Во-вторых, когда Вы станете чувствовать себя лучше то обнаружите что по Закону Притяжения Вы начнёте получать больше положительных результатов в жизни, почти не прилагая усилий. Я не буду заявлять о том что понимаю как работает этот механизм, но я слишком много раз видел его в действии, чтобы сомневаться в нём. Точно такой же процесс стоит за Экспериментом на Миллион Долларов. Когда Вы думаете о том, чего Вы желаете и Вам хорошо при мыслях об этом, то Вы притягиваете это к себе такими способами, которые не могут быть объяснены как результат Ваших прямых действий. Это примерно как если бы Вы вдруг стали счастливчиком, которому улыбнулась удача.

Путём сочетания Ваших прямых действий и активации Закона Притяжения, Ваши негативные обстоятельства полностью сменят знак. Чтобы это сработало, Вы должны думать о том чего хотите и(!) Вам должно это нравиться.

Пример из реальной жизни

Вот правдивая история из моей собственной жизни, объясняющая как работает процесс в целом.

В возрасте 19 лет меня арестовали за совершение кражи в крупных размерах. Проведя три дня в тюрьме, я возвратился домой, где обнаружил, что меня исключили из школы. До даты моего судебного заседания оставалось еще больше месяца, но наиболее вероятным исходом его было то что я в итоге проведу следующие год-два моей жизни за решёткой, так как это было моё третье правонарушение менее чем за 18 месяцев. Если я правильно помню, то я был ещё условно осуждён за моё предыдущее преступление.

Это было не лучшее время в моей жизни. Мне было трудно справиться со стрессом обстоятельств. Ожидание того что я проведу лучшие годы жизни в тюрьме, эмоционально отключило меня. У меня начался тёмный период депрессии. Каждый день я спал до двух часов пополудни, питался фаст-фудом, а в часы бодрствования отключался от реальности за видеоиграми, алкоголем и покером.

Но по мере того как приближался день суда, я начал смещать своё внимание. Я прекратил сопротивляться тому, что должно было случиться и в конце концов сдался. Я начал подолгу гулять, мысленно созерцая свою ситуацию. Я сказал себе: "Да, я иду в тюрьму, и это будет очень хреново." Но так как мне было очень неприятно представлять себе на что это будет похоже (трёх дней было более чем достаточно чтобы никогда не захотеть возвращаться туда), то я начал думать о том, что будет со мной когда я выйду на свободу. Я видел это событие как полную перезагрузку всей моей жизни. После тюрьмы я бы начал свою взрослую жизнь практически с нуля. Я представил себе как снова хожу в школу или колледж, чтобы получить диплом программиста. Наконец, я видел себя работающим программистом, чем я и хотел заниматься с тех пор как в 10 лет выучил Бэйсик.

Мои воображаемые картины были настолько позитивными, что я думал о них всё больше и больше, затрачивая меньше времени на беспокойство о том, что будет с моим предстоящим тюремным сроком. В голове я почти стёр этот висящий надо мною срок и перемотал мысли вперёд к тому моменту, где я хотел находиться. Так как я не учился и у меня не было работы, я проводил массу времени думая о том как я возвращусь в школу и стану программистом. Я понял что даже когда я буду находиться в тюрьме, то по крайней мере у меня будет что-то положительное, и я буду с нетерпением этого ждать.

Когда я в итоге попал в суд, то случившееся там было почти чудом. По ошибке суд посчитал моё дело первым правонарушением, хотя на самом деле оно было уже третьим. У них не было записей о моих предыдущих проступках. Даже мой адвокат думал, что это моё первое дело. Когда до меня дошла суть происходящего и я подумал что мне следовало бы упомянуть об этом, то клянусь, я услышал в своей голове голос, говорящий: "Держи свой чёртов рот на замке!" Я просмотрел книгу записей чтобы проверить, не перепутали ли они дела, но всё прочее совпадало в точности. Из опыта я знал что наказание за первое правонарушение существенно мягче, так что я не удивился когда обвинение в крупной краже превратили в мелкое воровство, а приговор заключался в 60 часах общественной работы без всякого тюремного срока. Я пытался скрыть свою радость, когда сообщал о том что не имею возражений, и вскоре дело было закрыто. В течение следующей пары недель, которые я провёл убирая мусор, я был слишком счастлив счастлив для обычного мусорщика :)

Я не понимал причины этих событий до тех пор, пока не постиг Закон Притяжения. Хотя я и находился в плохом положении, но фокусируя мысли на том чего я хотел и получая от этого удовольствие, я непроизвольно преобразовал ситуацию таким образом, который считал для себя невозможным. После этих событий мне понадобился год, чтобы найти работу, скопить немного честных денег, возобновить отношения с друзьями, излечиться от моей клептомании и перестроить свою жизнь. Затем я вернулся в колледж, начав с самого начала, и получил степень бакалавра по математике и программированию всего за три семестра. Я написал об этом опыте в статьях "Сделай это сейчас" и "10 советов для студентов". После этого я в действительности достиг своей мечты, став компьютерным программистом и в конце концов даже открыл свою собственную компанию по разработке игр.

Моя жизнь полностью преобразовалась в лучшую сторону, и я оставил негативные мысли в прошлом. Этот кажущийся тёмным опыт был в действительности одним из наиболее ценных подарков. Он избавил меня от многих страхов и дал желание идти на разумные (и законные) риски. По сравнению с возможностью оказаться в тюрьме, эти риски казались незначительными. Я начал смотреть на возможности, которые прежде пугали меня. Я и сегодня ощущаю пользу от этого случая. Я уверен, что если бы я не прошел через это испытание 15 лет назад, то сейчас был бы гораздо более робким и мною руководили бы воображаемые страхи, а не вдохновляли воображаемые чудеса.

Я содрогаюсь при мысли о том что могло бы случиться со мной, если бы в 1991 году я случайно не натолкнулся на Закон Притяжения. Я мог бы сидеть в тюрьме прямо сейчас. Возможно, в какой-то альтернативной вселенной так это и есть.

От хронической депрессии к пожизненной радости

Понимаете ли Вы, какой невероятный дар - Ваша свобода? Независимо от Вашей физической свободы, у Вас всегда есть умственная свобода. Вы свободны думать о чём угодно, о всём что только можете себе представить... настолько свободны, что можете превратить свою жизнь в ад депрессии, если не сможете осознать Вашу силу, или в рай, полный радости - если овладеете ею.

Вы всё еще причиняете себе боль, думая о том, чего Вы не хотите? Даже если Вы просто замечаете и наблюдаете присутствие того, чего Вы не хотите в своей жизни - Вы можете попасть в ловушку негативного состояния. Отверните своё внимание от таких мыслей, и сконцентрируйтесь на том, чего Вы желаете, даже если у Вас всего один вариант - уйти в воображаемый мир. Пусть Ваше воображение станет Вашим личным прибежищем положительных мыслей. Сотворите в воображении такое, от чего Вам станет хорошо независимо от внешних обстоятельств. Это активирует Закон Притяжения, и очень скоро эти обстоятельства улучшатся, чтобы приблизиться к образу Ваших мыслей. В конце концов они улучшатся настолько, что просто от осознания их Вы почувствуете себя отлично. Вместо спирали, ведущей вниз к депрессии, Вы смените свою жизнь на идущую вверх спираль радости.

Если Вы хотите изменить окружающую Вас реальность, то сперва Вы должны изменить свой внутренний мир.