Pages

Wednesday, January 03, 2007

Будь искренен с собой

Перевод ещё одной статьи Стива Павлины. Оригинал здесь.
Кстати, мне она очень понравилась.

Будь искренен с собой

Как разумно решить, что делать с остатком своей жизни? И как найти такой ответ, который не поменяется вдруг, подчиняясь внезапному порыву?

Многие из нас впервые сталкиваются с таким вопросом в возрасте около 20 лет. Некоторые вовсе не встречаются с ним и прячутся от его величины, позволяя решать случаю. Но это решение, которое можно принять сознательно - просто вам надо знать, как подойти к нему.

Если вы - типичный читатель этого сайта, то у вас множество долгосрочных перспектив карьеры. Вы могли бы преуспеть во многих разных областях, если бы занялись ими. Проблема не в том что у вас нет выбора - она в том, что выбор у вас слишком широкий. И из-за такого обилия вариантов вам сложно посвятить себя одному из них. Вероятно, в прошлом вы принимали какие-то решения, но только для того чтобы скоро передумать.

Проблема с подходом "снаружи внутрь"

Скорее всего, ваше воспитание говорит вам что выбирать карьеру необходимо "снаружи внутрь". Хотели бы вы стать врачом, юристом, инженером? Хотите ли вы устроиться на работу, заняться семейным бизнесом, или стать предпринимателем? Вы просматриваете возможные варианты - несмотря на то что они кажутся бесчисленными, - и стараетесь сделать наилучший выбор. Многие люди сочтут это разумным подходом.

Проблема с ним, однако, в том что он абсолютно зациклен.

Предположим, вы хотите сделать наилучший возможный выбор того, что же делать со своей жизнью. Если вы посмотрите вокруг себя в поисках ответа, то увидите обилие вариантов - их слишком много, чтобы можно было рассматривать каждый более-менее глубоко. Вы не можете сделать наилучший выбор, просматривая все имеющиеся возможности. Вы умрёте прежде чем приблизитесь к концу этой задачи, а ведь постоянно создаются и открываются новые карьерные возможности.

Итак, возможно что вместо наилучшего вы хотите сделать просто хороший выбор. Однако, для того чтобы понять что такое хороший выбор, вам нужен некий критерий оценки. Как вы определите значение слова "следует" в фразе "Что вам следует делать?" Вам необходим контекст. Например, если вы играете в шахматы и хотите знать какой ход сделать следующим, то вам надо знать правила игры, текущую позицию, и в идеале кое-что о вашем противнике. Если вы даже не знаете, в какую игру играете, то вы не можете разумно ответить на вопрос "Что вам следует делать?"

В этом и заключается главная проблема - вы не знаете, в какую игру играете здесь на этой Земле. Вы не знаете полных правил игры. Никто из нас их не знает. Наука и религия пытаются дать нам ответы, но наиболее выдающиеся и уважаемые люди с обеих сторон часто противоречат друг другу, и у каждой из сторон остаётся много вопросов без ответа. Вы можете строить теории и делать свои выводы, как многие и поступают, но мудрее всего будет просто допустить что "есть некоторые вещи, которых я не знаю."

Вы можете шагнуть чуть дальше и сказать что если вы не знаете правил игры, то ваша цель должна заключаться в том чтобы изучить их. Поймите, как устроен мир и тогда ваша роль в нём станет более ясной. Такие рассуждения приводят многих людей к изучению науки и религии. И это прекрасно. Человечество медленно продвигается в этих областях, но вам как личности всё равно необходимо решить, на какой кусок головоломки вы потратите свою жизнь, и значит, вы по-прежнему плывёте в океане вариантов выбора. Но по крайней мере такой образ мыслей даёт вам цель - узнать, зачем вы существуете и что вам делать со своим существованием.

Вы прошли по кругу, и он замкнулся. Вы заключили что то, что вам следует делать со своей жизнью - это выяснить, что же вам делать со своей жизнью. Тупик.

Вы играете в игру, в которой вы не знаете всех правил, и более того, неясна точная цель игры. Тем не менее вы должны сделать ход. В этом смысле у вас нет выбора. Даже если вы будете стоять на месте, то это всё равно правомерный ход в игре жизни. Если вы попытаетесь найти ответы в самой игре, то абсолютным ответом будет то что вы должны делать такие хода, которые помогут вам разобраться в игре. Но так как вы недостаточно хорошо знаете игру, то по-прежнему не имеете понятия, как же вам ходить прямо сейчас. Такой подход просто бесполезен. Он не создаёт ясности. Он только ещё больше запутывает вас.

Конечно, вы можете просто начать ходить куда попало, чтобы узнать жизнь методом проб и ошибок. Это действенная краткосрочная тактика, но мы можем поступить лучше...

Подход "изнутри наружу"

Подход "изнутри наружу" означает что вместо того чтобы искать руководство в игре, вы ищете его внутри себя. Вместо вопросов "Что мне следует делать?", "Куда пойти следующим ходом?" и "Какую карьеру выбрать?" просто спросите себя "Что я за игрок?"

Независимо от игры, в которую вы играете, вы привносите в неё свой уникальный стиль. Как бы вы описали этот стиль? В каком стиле вы больше всего хотели бы играть в игру жизни?

Агрессивны ли вы? Бережливы? Непосредственны? Щедры? Сострадательны? Храбры? Осторожны? Любите исследовать?

Заметьте, мы не говорим здесь о ценностях. Ценности могут сильно смещаться. Иногда ваша карьера может быть важнее общественной жизни, но в другой момент общественная жизнь выходит на первое место. В этом случае мы говорим о присущих только вам чертах характера. Кто вы, в самой сердцевине вашей сущности?

Как бы вы описали то "я", которым являетесь? Что вы любите больше всего?

Я люблю расти. Это настолько внедрилось в меня, что я не могу не расти. Другое свойство моей сущности - храбрость. У меня почти врождённое желание хотеть бежать навстречу страху, а не от него. И третий компонент - свобода. Я обожаю потрясающую личную свободу, особенно когда это касается использования моего времени.

Вещи, противоположные этим качествам, отталкивают меня. Противоположность роста - застой или самоуспокоенность (не упадок или угасание, так как даже находясь в состоянии упадка вы можете научиться чему-то у него). Противоположность храбрости - трусость. А противоположность свободы - заключение. Следовательно, тот кто противоположен мне будет стараться вести застойное, трусливое и ограниченное существование.

Определив каким игроком вы являетесь, вы можете начать играть в игру жизни, внедряя в неё свой собственный характер. Каждый раз, когда вы не совсем понимаете правила игры, дополните их частью себя. То есть если вам не очевидно какую карьеру следует избрать, ищите ответ внутри, а не снаружи. Это сильно ограничит количество возможных вариантов и позволит вам сделать довольно разумный выбор. Чем лучше вы узнаете себя, тем более благоразумно вы сможете сузить поле поисков. По мере улучшения внутреннего фокуса, ваш внешний мир тоже будет приобретать резкость.

"Быть", а не "делать"

Допустим, вы перечислили свои основные черты характера. Как можно использовать их, чтобы сделать долгосрочный карьерный выбор?

Прежде всего, давайте переопределим ваше представление о карьере. Забудьте на минуту о должностях, ответственностях, целях, проектах и задачах. Рассмотрите карьеру как способ выражения вашей сущности: "будьте", а не "делайте".

Если вы художник, то ваша карьера - создавать картины. Но что делает из картины шедевр? Движения кисти или холст? А может быть, образование художника? То, что создаёт шедевр - это сам художник. На самом деле шедевр - это сам художник, а картина - физическая демонстрация его внутренней сущности. "Мона Лиза" - это Леонардо да Винчи.

Когда вы посмотрите на эту проблему с точки зрения "быть", а не "делать", то ваша настоящая карьера будет выглядеть так: Ваша карьера - выразить себя, свою внутреннюю сущность посредством физической вселенной. Это описание вашей работы.

Ваша истинная карьера - динамическое выражение вашей внутренней сущности

Вместо того чтобы думать о своей карьере в узких терминах типа должностей, думайте о ней как о внешнем выражении своей внутренней сущности.

Если я гляжу внутрь и вижу что я резонирую с ростом, храбростью и свободой, то моя карьера заключается в том чтобы выразить эти внутренние качества во внешнем мире. Моя работа в основном - просто быть собой.

Хотя это и звучит упрощенно, но на самом деле очень практично. Как использовать такой образ мыслей для принятия решения о карьере в реальном мире? Вы выбираете, спрашивая себя: "Каков наилучший способ выразить мою внутреннюю сущность?"

Например, когда передо мной встаёт вопрос выбора, относящийся к карьере, я могу задать такие вопросы: "Какой выбор даст мне больше всего роста, потребует максимум храбрости, обеспечит наибольшую свободу?" Эти части моего внутреннего существа формируют мои внешние действия. Я веду дело, посвященное личностному развитию (рост). Я много работаю над повышением посещаемости моего сайта (рост). Я люблю затрагивать противоречивые темы (храбрость). Я выступаю на публике (храбрость). Я работаю дома и сам устанавливаю себе расписание (свобода). Я создаю преимущественно автоматизированные источники дохода (свобода).

Я люблю этот подход потому что он создаёт ясность. Подход "снаружи внутрь" просто не работает в моём случае. Кем мне быть - писателем, лектором, интернет-предпринимателем? Я не могу решить - все варианты кажутся интересными. Но когда я поворачиваю взгляд вовнутрь, то вижу что все они могут быть частями моей карьеры, так как находятся в гармонии с моей внутренней сущностью. Все они имеют право на существование. Мне не нужно выбирать одну из этих узких сфер, напротив, - тип "игрока", которым я являюсь, требует собрать их все под одним зонтиком.

Будь искренен с собой

Вы колеблетесь, не решаясь сделать долгосрочный выбор карьеры, так как не хотите ограничивать себя? Я тоже не хочу себя ограничивать. Используя подход "изнутри наружу" к решению вопроса, вам не нужно ограничивать себя. Вы можете выразить всего себя миру, а не только свою маленькую часть.

Вы считаете, что ваша теперешняя карьера слишком ограничивает вас? Вам нравится ваша работа, но вы думаете и о других вещах, которые вы могли бы сделать? Почему бы не найти способ делать их тоже? Прекратите думать в терминах А или Б, и начните думать про А и Б. Что произойдёт, если вы переопределите вашу карьеру как внешнее выражение вашего внутреннего существа? Какие части вашей внутренней сущности недостаточно выражены наружу сейчас? Вы не используете свой интеллект? Сокращаете свою креативность? Подавляете своё чувство юмора?

Не превращайте свою карьеру в тюрьму для души. Если ваша внутренняя сущность хочет развернуться, позвольте ей сделать это. Будьте искренни с собой.